В мировой политике морские споры занимают видное место. С 1991 года в результате морских конфликтов между Китаем и соседними с ним странами из-за островов Сенкаку/Дяоюйдао, архипелага Спратли, Парасельских и других мелких островов и рифов произошло более десятка военных столкновений в море.
Столкновения в Керченском проливе между Россией и Украиной 25 ноября и введение ограниченного военного положения на Украине вызывают аналогичную озабоченность по поводу эскалации войны. В российско-украинских отношениях на повестке дня есть несколько дипломатических вопросов, и понимание этих спорных моментов может помочь прояснить, какими последствиями чревата эта эскалация. Наши исследования показывают, что морские споры, связанные с территориальными и этническими претензиями, чреваты более высокой опасностью возникновения войны.
Как мы проводили свое исследование <Почему Россия и Украина разошлись во мнениях по поводу своих морских границ? Из-за чего именно воюют Россия и Украина?В 1997 году Россия и Украина подписали договор о демаркации сухопутных и морских границ и разделения кораблей Черноморского флота. Однако между странами возникли разногласия в вопросе делимитации морской границы в Азовском море.
Морской спор включает в себя несколько предметов разногласия. Хотя в 1996 году обе стороны согласились с тем, что Азовское море является внутренним морем, они разошлись во мнениях о том, как разделить зоны морского суверенитета. Россия хотела установить границу по морскому дну для использования минеральных ресурсов, а водные и биологические ресурсы использовать совместно. Украина хотела, чтобы морская граница была проведена по поверхности, в результате чего она получила бы 60% акватории.
Напряженность вокруг морской территории обострилась в 2003 году, когда Россия пыталась построить дамбу между украинским островом Тузла в Керченском проливе и российским Таманским полуостровом. И хотя обе стороны разрешили разногласия по поводу контроля над военно-морской базой в Севастополе, конфликты еще более обострились в 2005 году, когда «Газпром» повысил для Украины цены на газ, а Украина в ответ увеличила арендную плату, которую брала с Москвы за размещение военно-морской базы.
Хотя за последние 15 лет обе стороны подписали несколько соглашений о делимитации морских пространств, почву для столкновения 2018 года подготовили завершение строительства Керченского моста в мае, активизация досмотров судов в проливе и разногласия по поводу движения морских судов в этом районе.
Какова вероятность войны в будущем?
Этот морской конфликт особенно опасен тем, что он имеет много измерений — речь идет не только о море.
Россия и Украина противоборствуют по многим дипломатическим вопросам. Сюда относятся и претензии, связанные с демаркацией границ в Азовском море (с 1993 года), территориальная претензия Украины, протестующей против контроля России над Крымом (с 2014 года), и основанная на национальном признаке претензия России, протестующей против того, как обращаются на Украине с этническими русскими (с 1991 года). Исследование в рамках проекта ICOW показывает, что многоплановые конфликты с большей долей вероятности перерастают в вооруженные. Хотя Россия и Украина провели демаркацию сухопутной границы вскоре после обретения Украиной независимости, сохраняющиеся разногласия по поводу морских границ в Азовском море и Керченском проливе привели к возникновению претензий территориального и этнического характера.
Опасность войны также высока, поскольку претензии, связанные с оспариваемыми морскими границами, теперь связаны и с территориальными претензиями на Крым — самой «милитаризованной» проблемой в базе данных проекта ICOW. Значение Севастополя для Черноморского флота в сочетании опасениями того, что в этом районе будут действовать корабли НАТО, усилили притязания России на территорию Крыма.
Из 270 морских претензий в нашей базе данных около трети связаны, по крайней мере, с одним военным спором. В случаях, которые также связаны со спорами по поводу принадлежности территории (например, Фолклендские острова или острова Сенкаку/Дяоюйдао), опасность применения насилия выше. Конфликты с применением военной силы в 2005 и 2008 годах создали почву для захвата Россией Крыма и строительства моста через Керченский пролив, что негативно сказалось на возможностях ВМС Украины. Весьма заметные дипломатические проблемы, в решении которых доходило до военных конфликтов, сопряжены с более высоким риском эскалации войны.
Некоторые факторы могут подтолкнуть к мирному урегулированию — в том числе превосходство России над Украиной в военном плане и словесная поддержка Украины государствами-членами НАТО и Евросоюза. Однако согласно проводимым в рамках проекта ICOW исследованиям, риски перерастания конфликта в этом регионе в войну останутся высокими. Наша работа позволяет предположить, что если морские претензии связаны с территориальными претензиями и историческими прецедентами милитаризации, они чреваты возникновением неблагоприятных ситуаций в плане безопасности. Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
|